ЛЕКЦИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА

2 августа 2016 года в Москве, в центре социального обслуживания населения «Чертаново» (филиал «Чертаново Центральное») Константин Царихин прочитал лекцию о творчестве Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975).

Прозвучали следующие музыкальные произведения композитора:

1. Д. Д. Шостакович, Б. П. Корнилов. «Песня о встречном» — исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио СССР под управлением В. С. Попова.

2. Д. Д. Шостакович, Б. П. Корнилов. «Песня о встречном» — марш ООН — исполняет симфонический оркестр, аранжировка Л. Стоковского.

3. Д. Д. Шостакович. Прелюдия №1 до мажор — исполняет А. М. Мельников.

4. Д. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга №5 ре мажор.

5. Д. Д. Шостакович. Прелюдия №24 ре минор — исполняет Т. П. Николаева.

6. Д. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга №7 ля мажор.

7. Д. Д. Шостакович. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Часть II — Andante.

8. Д. Д. Шостакович. Джазовая сюита №2. Вальс №2.

Аудиозапись лекции в формате MP3 можно скачать здесь:

https://yadi.sk/d/DkTupjEZ374WzN

Музыкальные произведения, прозвучавшие на занятии 2 августа, можно скачать здесь (в архиве RAR):

https://yadi.sk/d/_R8x_0Rg36thKj

ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ ШОСТАКОВИЧ

Существует определённого рода дистанция между личностью человека и его делами, между его внешним обликом и внутренней духовной работой, которую он выполняет, между востребованностью его при жизни и признанием уже после ухода из неё. Именно эти мысли приходят на ум, когда задумываешься о творчестве великого русского и советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975).

При жизни он достиг, наверное, всего того, о чём мог мечтать работник сферы искусства в СССР — квартира, гонорары, дачи, ордена… Так, например, Сталинских премий Дмитрий Дмитриевич получил целых пять! Его музыка не звучала разве только в глухой безлюдной тайге и в глубинах океана. Знаменитая «Песня о встречном» стала гимном ООН, а первая часть седьмой симфонии — музыкальным образом борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Сейчас же музыка Шостаковича не то, чтобы позабыта, но звучит не так часто, как раньше, хотя после того, как он перестал сочинять, прошло немногим более сорока лет; по меркам музыкальной истории интервал не слишком большой. Достаточно вспомнить, что первая биография И. С. Баха была опубликована спустя пятьдесят лет после его смерти, а интерес к музыке великого немецкого композитора стал возрождаться спустя восемьдесят лет после того, как он покинул этот мир (имеется в виду выход в 1802 году биографии И. С. Баха, написанной Иоганном Николаусом Форкелем и исполнение «Страстей по Матфею» по инициативе Феликса Мендельсона и Эдуарда Девриента в 1829 году).

Однако сорок лет тогда и сорок лет сейчас — это такие величины, между которыми нельзя поставить знак равенства. За те годы, что прошли с момента, когда перестало биться сердце Шостаковича, мир поменялся очень сильно. Нет больше СССР. Вследствие этого по утрам из радиоприёмников больше не доносится «Родина слышит, Родина знает, где в облаках её сын пролетает...». Новая эпоха — новые ритмы, новые хиты, новые имена. Появились просто фантастические по своей экзотичности музыкальные жанры. Успело вспыхнуть и погаснуть большое количество звёзд эстрады. В технологиях записи и воспроизведения музыки произошло несколько революций. Молодёжь, одев наушники, слушает в плеерах треки, скаченные из Интернета, и на вопрос, кто такие «Битлз», отвечает «Не знаем…».

Вследствие этого невольно задумываешься — будем ли помнить Шостаковича? История музыки знает примеры, когда композиторы, при жизни купавшиеся в лучах славы и успеха (например, те же сыновья Баха), после смерти оказывались совершенно забытыми. Какую судьбу ждёт музыкальное наследие нашего великого соотечественника? Что-то внутри тебя говорит: Шостаковича не забудем, его музыка будет востребованной, он писал такое, что…

Ураганные ритмы балетов. Исполинские громады симфоний. Впечатляющие картины музыки к кинофильмам… И, в то же самое время, волнительная сердечность вальсов. Мистические диссонансы струнных квартетов. Углублённая философичность прелюдий и фуг. Всё это создавал застенчивый и погружённый в себя человек довольно большого роста в круглых очках.

Д. Д. Шостакович за роялем

В музыке для него не существовало проблемы жанров. Однажды он сказал: «Может быть, Стравинский погениальней меня, но он не умеет делать всё, а я умею». А вот какими словами он характеризовал результаты творческого процесса: «смастерил полечку», «сколотил финал», «размял разработку» — просто, и без пафоса.

О чём он думал, когда сочинял? Об этом мы никогда не догадаемся. Зато знаем, что он любил шахматы, футбол, кроссворды и карточные игры. А когда садился за партитуру, то выводил ноты быстро и аккуратно, однако неуверенным почерком. Перо Шостаковича оставляло после себя на нотном стане вереницу сиротливо жавшихся друг к другу «четвертей» и «восьмушек», напоминавших жителей блокадного Ленинграда, стоявших в очереди за хлебом.

Автограф Шостаковича. Источник: http://archives.shostakovich.ru/funds/30/

Профессиональный графолог наверняка отметил бы, что автор, несмотря на колоссальный объём и размах написанного, был человеком пугливым и невротичным — что ж, на это были свои причины — предъявите публике человека, который прошёл бы ХХ век вдоль и поперёк, и ни разу не сказал бы сам себе «Да, я боюсь».

Причём страх его, судя по воспоминаниям друзей и родственников, был экзистенциальным. Конечно, при анализе всего этого надо сделать скидку на реалии прошлого столетия. Однако есть в этом страхе нечто, что свойственно психике человека, живущего и сегодня. Древнекитайские философы говорили, что жизнь человека ограниченна, а желание неограниченны. А ограниченному следовать за неограниченным опасно. Эту опасность, видимо, и ощущал Дмитрий Дмитриевич. Он её нам и передал в своей музыке. В этом и состоит, на мой взгляд, феномен «неизвестного Шостаковича».

Побывав в 1950 г. в Лейпциге на музыкальных мероприятиях, посвящённых 300-летию ухода из нашего мира И. С. Баха, Шостакович, вдохновлённый примером великого немецкого композитора, написал цикл из 24 прелюдий и фуг. Эта музыка, исполненная и записанная впервые Татьяной Николаевой — богиней фортепиано, наряду со знаменитыми струнными квартетами, суть квинтэссенция мировоззрения Шостаковича, его творческое credo.

Как известно, данное слово переводится с латинского как «верую». Во что же верует композитор, что он декларирует? Апеллируя к христианской тематике, можно констатировать, что символ веры Шостаковича — это вера в человека. Вот звучат плавные и спокойные аккорды прелюдии до мажор. На дворе утро, и человек проснулся первый раз, не вспомнив войну. Мир заполняет всё пространство вокруг, не оставляя незаполненным даже самый глухой уголок сознания. Прелюдия и фуга ре мажор вызывают ассоциации с весенней капелью, которая оборачивается смешным дождиком — кажется, вместе с клавишами рояля прыгают капельки воды, ударяясь о мокрый чёрный асфальт, на котором минуту назад растаяла последняя льдинка… А прелюдия ля мажор говорит нам о детской радости, которая нежданно-негаданно ворвалась в жизнь углублённого в свои переживания взрослого человека. Но цунами аккордов прелюдии ре минор, перевернув персонажей этой радостной картинки, расставляет всё по своим местам — всесилен рок, всесильная судьба… И есть ли у человека силы изменить то, что, кажется предначертанным?

Как-то лет десять назад, я слушал по радио передачу о творчестве Бетховена. Ведущий высказал такую мысль: «Когда мне необходимо подзарядиться энергией мужества, я ставлю в плеере запись пятой симфонии. Это произведение написал настоящий мужчина — сильный, бескомпромиссный. И я верю в то, что этот бетховенский шедевр никогда не будет забыт, так как в жизни каждого представителя сильной половины человечества наверняка наступит такой момент, когда надо будет собрать свою волю в кулак… И в этом может помочь пятая симфония».

Перефразируя эту мысль, хочется сказать: «Когда людям захочется выбраться из душного и тесного мирка обыденности, когда они созреют для того, чтобы отправиться в путешествие к далёким звёздам, когда они поймут, что главное в жизни — это любовь и творчество, тогда они откроют для себя неизвестного доселе Шостаковича, ибо его музыка суть размышления о фундаментальных категориях нашего мира — о конечном и бесконечном, о радости и горе, о любви и ненависти, о времени и о смысле бытия».

А пока мы «дозреваем», словно овощи, на грядке привычного рутинного существования, нам показана другая музыка.

Константин Царихин