Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883).  «Полёт Валькирий» из III акта оперы «Валькирия» – музыкальный ключ легионов ангелов Фиолетового Трансмутирующего Пламени

.

В славянской, германской и скандинавской мифологии Валькирия – это дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает погибших воинов, которые отправляются в небесный чертог верховного Бога Вотана – Вальгаллу. С гривы коня валькирии капает оплодотворяющая роса, а от её меча сияет свет.

Константин Васильев. «Валькирия», 1969.

Опера «Валькирия» является второй частью тетралогии «Кольцо Нибелунга». Либретто оперы было написано Вагнером в 1849-52 годах, музыка – в 1852-56 годах. Впервые опера была поставлена в 1870 году.

Опера «Валькирия» – это вторая часть знаменитой тетралогии «Кольцо нибелунга». Либретто для своих опер Вагнер писал сам (в этом плане рядом с ним можно поставить только Модеста Петровича Мусоргского).

Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883)

Сюжет тетралогии был закончен в 1852 году, однако, музыка оперы «Валькирия» – только четыре года спустя. А поставлен этот шедевр был 26 июня 1870 года в Мюнхене.

Для тех, кто интересуется сюжетом тетралогии «Кольцо нибелунга», ниже приведена цитата из книги Б. А. Покровского «Беседы об опере» (М., 1981).

«Основа сюжета – золотой клад, охраняемый русалками на дне Рейна. Живущий под землёй карлик – нибелунг Альберих узнаёт, что, если отказаться от любви, можно сковать из золота клада кольцо, обладатель которого станет властелином мира.

Повелителю богов Вотану тоже нужно золото Рейна, чтобы выкупить у братьев-великанов богиню юности и любви Фрейю, без волшебных яблок которой боги стареют и дряхлеют. Он отнимает клад и кольцо у нибелунга, который произносит страшное проклятие – отныне кольцо будет приносить несчастье и смерть своим владельцам. Получив золото, великаны ссорятся – один из них убивает другого. А боги по радуге уходят в свой неприступный замок Вальгаллу, построенный для них великанами. Таково содержание первой оперы тетралогии, названной «Золото Рейна».

Вотан боится проклятия карлика и силы великана, владеющего кольцом. Он живёт с сыном Зигмундом в лесу, воспитывает его как будущего своего защитника. Зигмунд, спасаясь от врагов, попадает в лесную хижину, где живёт красавица Зиглинда. Зигмунд и Зиглинда полюбили друг друга, не зная, что они брат и сестра. За это Вотан губит Зигмунда, хотя его защищает валькирия дева-воительница Брунгильда – одна из дочерей Вотана. Ей удаётся спасти Зиглинду. Разгневанный Вотан превращает Брунгильду в смертную женщину и окружает её стеной огня. Так заканчивается вторая опера цикла – «Валькирия».

В дремучем лесу у злого и трусливого карлика Миме растёт мальчик Зигфрид. Он легко ломает любой меч, который способен выковать карлик. Но однажды Зигфрид узнаёт об обломках отцовского меча, который, умирая, передала ему его мать Зиглинда.

Зигфрид сковывает обломки меча Зигмунда. Боясь его, карлик заманивает Зигфрида к пещере, где дракон-великан сторожит клад нибелунгов. Не знающий страха Зигфрид убивает дракона. Случайно слизнув с руки каплю его крови, он узнаёт язык птиц. Пение птицы рассказывает ему, что карлик хочет его погубить, чтобы завладеть золотом. Зигфрид убивает карлика и идёт к скале, где окружённая стеной огня спит прекрасная Брунгильда. Зигфрид освобождает её и дарит в залог любви золотое кольцо из клада. Так кончается третья опера «Нибелунгов» – Зигфрид.

В четвёртой опере – «Гибель богов» – Зигфрид отправляется странствовать по свету. Он попадает в замок, где выпивает волшебный напиток и забывает о прошлом. Владелец замка, сын карлика Альбериха, посылает его за Брунгильдой. Зигфрид не узнаёт Брунгильду. Она оскорблена и решает отомстить. Брунгильда рассказывает владельцу замка об уязвимом месте на теле Зигфрида, и тот убивает его на охоте. Однако между владельцем замка и его братом возникает драка из-за кольца нибелунга и один убивает другого. Брунгильда приказывает разжечь погребальный костёр. Она на коне бросается в пламя и во взметнувшемся до неба огне сгорает замок богов, а кольцо возвращается к русалкам Рейна».

«Полёт Валькирий» звучит в начале третьего акта. Эта музыка сопровождает полёт легендарных дев-воительниц  и предваряет появление четырёх валькирий – Герхильды, Ортлинды, Вальтраты и Швертлейты, которые ожидают валькирию Брунгильду, дочь Вотана, несущую бесчувственную Зиглинду. Драматизм этой ситуации заключается в том, что Брунгильда ослушалась своего отца, Вотана, который, по совету своей жены Фрикки решает покарать Зигмунда, нарушившего святость брака, сбежав с Зиглиндой – женой Хундинга. После того, как заканчивается «Полёт Валькирий», Брунгильда объясняется с четырьмя Валькириями – своими сёстрами.

Такова вкратце внешняя канва действия оперы.

* * *

В мощной и динамичной музыке «Полёта Валькирий» мы слышим энергетику Фиолетового Трансмутирующего Пламени, огненным вихрем сжигающего человеческие несовершенства.

Для того чтобы передать ощущение полёта и широты пространства, Вагнер подражает вихревым потокам воздуха, стараясь изобразить в музыке порывы и свист ветра. Мелодия «Полёта Валькирий» организована так, что каждый последующий мотив как бы отталкивается от предшествующего. Данное произведение не похоже на иные, легкие и воздушные мелодии полёта в романтической музыке.

Оно написано в редко встречающемся размере 9/8 и начинается в тональности си минор (h-moll, два диеза при ключе).

Первые четыре такта «Полёта Валькирий» (переложение для фортепиано).

Потом происходит модуляция в си мажор (H-dur, пять диезов при ключе).

Модуляция в си мажор. Такты 55-61 (переложение для фортепиано).

В «Полёте Валькирий» 80 тактов (в распоряжении автора статьи имелось переложение для фортепиано). Модуляция в си мажор – на 59 такте. Оно делит всё произведение в пропорции ¾. Темп – allegro(итал. «скоро», «весело»).

При прослушивании «Полёта Валькирий» в плеере, расположенном наверху страницы, легко заметить, что произведение имеет три кульминации – первая происходит спустя 1 минуту 54 секунды после начала, вторая происходит в интервале от 2 минут 28 секунд до 3 минут 19 секунд, и третья начинается спустя 4 минуты 4 секунды после начала. Каждая последующая кульминация превосходит по своей интенсивности и продолжительности предыдущую, а последняя простирается до конца произведения.

«Полёт Валькирий» не включает в себя побочной партии, характерной для сонатной формы – образ дев-воительниц охарактеризован одной, периодически повторяющейся мелодией, передающей ощущение полёта.

Гармонический язык данного произведения очень интересен. «Полёт Валькирий» несёт в себе идею трансмутации, которая выражается в модуляции из минорной в одноимённую мажорную тональность. Мелодия бессмертного вагнеровского творения довольно проста, но она звучит в нижнем и среднем голосах, в то время как верхний голос создаёт эффект полёта – такое распределение голосов по ролям в целом для классической музыки нетипично, но это тот случай, когда нестандартное решение очень эффектно.

Если на клавиатуре фортепиано одновременно сыграть ноты, составляющие мелодию, то получатся аккорды из трёх, четырёх и пяти нот – отсюда и ощущение полёта, лёгкости и, в то же время, мощи. Образно выражаясь, можно сказать, что валькирии летят по аккордовым нотам и такой полёт отражает их колоссальную энергетику: каких либо препятствий для этого движения просто нет – в мелодии практически отсутствуют неаккордовые звуки.

Как уже выше было сказано, произведение начинается в си миноре. Он символизирует Пространство, в которое проникает Фиолетовое Пламя. Образ Пространства передан нотами «си», «ре» и «фа-диез» – это три ноты тонического аккорда си минор (Hm). Постепенно си уходит и его место занимает «ля» – таким образом, мы слышим аккорд ре мажор (D). Это тоника параллельной мажорной тональности. Но это ещё не Трансмутация! И даже не её подготовка. Это первое соприкосновение с Фиолетовым Пламенем… Но Его интенсивность нарастает! И вот уже в мелодии появляется «до-диез»: таким образом, возникает большой мажорный септаккорд D+7. Звучание этого аккорда несколько неопределённое, немного расплывчатое, и в то же время – очень свежее, «озоновое». Оно передаёт вибрации и энергию более высокого уровня, чем те, к которым мы привыкли. «До-диез» тяготеет к «ре». То есть, наше сознание стремится к привычному порядку вещей, но Фиолетовый Огонь уже делает своё дело! Появляется «ля-диез» и вместе с ним звучит аккорд фа-диез (F#). Это доминанта мелодического си минора, но в данном случае она звучит как тоника новой тональности, как будто бы произошла модуляция в фа-диез мажор (Fis-dur). Тем самым Вагнер, возможно, неосознанно, на уровне творческой интуиции, даёт понять слушателю, что контуры привычного мира и привычного мироощущения сдвигаются! Только что был си минор, но потом появился ре мажор и «сделал» из си минора фа-диез мажор! Пространство поменяло свою энергетику! Но силы инерции просто так не сдадут свои позиции. Поэтому после «горячего» фа-диез мажора появляются ноты «ми», «соль» и «си», а вместе с ними мы уходим в «холодный» ми минор (e-moll). В этой тональности при ключе только один диез: такая модуляция выглядит как шаг назад (действительно, чтобы «попасть» в си мажор нам надо набрать ещё три диеза, а тут мы не только не набираем, а наоборот, теряем один диез из двух). Ощущение «шага назад» закрепляется равнодушным «до-бекаром» (следствие потерянного диеза, так как в си миноре и ре мажоре около ноты «до» стоит диез при ключе). Потом – опять аккорд си минор (Hm), перемежающийся ми минором (Em). Такое чередование легко объясняется принципами музыкальной гармонии: тоника тональности чередуется с субдоминантой. Так бы и чередовались эти два аккорда, но снова появляется солнечное, жизнерадостное ре мажорное трезвучие (D)! И тут происходит удивительная вещь – мир преображается, тусклые краски смываются, и постепенно мы видим… Да, не только слышим, но и видим ослепительно сияющий «ре-диез»!!! А это же нота из аккорда си мажор (H)! Трансмутация пошла! Первый из трёх необходимых диезов уже появился! Вот он, слушайте его, чувствуйте! Он то появляется, то исчезает. Наше создание вроде бы «защищается» от необратимых изменений окончательно потускневшим си минором (H), привычными «си», «ре» и «фа-диезом», но это не поможет, потому что в Пространство снова врывается ре мажор с басом «ля» (D/A), а он «тянет» за собой фа-диез мажорное трезвучие (F#) и вдобавок «горячий» до-диез (тут снова возникает «озоновый» септаккорд D+7). Пространство плавится, очищается, оно просто горит. Наконец происходит взрыв: «до-диез» и «фа-диез» открывают дорогу «ля-диезу», потом появляется «соль-диез», затем – «ре-диез» (вот они, все пять диезов-красавцев), мажорный аккорд от ноты си растягивается до увеличенного трезвучия (Пространство меняет мерность, геометрию, что хотите…), дальше – хроматический ряд вниз от ми до соль, потом последняя попытка остановить необратимые изменения – аккорд фа мажор (F) со своими старорежимными, «викторианскими», из позапрошлого века нотами «ля», «до» и «фа», они все с бекарами – что они тут, в царстве диезов делают, непонятно… И, наконец, сдвиг тектонических пластов – окончательно осознавший свою неуместность фа мажор (F) сдвигается на полутон вверх, превращается в фа-диез мажор (F#) – вот она, Трансмутация, Алхимия – и фа-диез мажор закономерно (обратите внимание), закономерно разрешается в си мажор (H). Гремят фанфары, бесформенные обрывки старого разлетелись, дальше Пространство расширяется, разуплотняется и обретает новые измерения, новые горизонты – мы слышим уже не шокирующий нас «ля-диез». Он образует со своими братьями – нотами «си», «ре-диез» и «фа-диез» большой мажорный септаккорд от ноты «си» (H+7). Дальше – больше: глоток нового воздуха в виде «до-диеза», у нас уже большой нонаккорд (H9), дальше – нельзя, ундецимаккорд – это уже перебор, нам бы этот «до-диез» проглотить и переварить, с непривычки то… Теоретики музыки могут заметить, что нонаккорды широко используются в джазовых и блюзовых композициях, придавая мелодии расслабленное, лирическое настроение, намёк на лёгкую недосказанность. Но тут H9нас никоим образом не расслабляет. У него иная функция – он показывает нам расширение Пространства, увеличение его мерности. Новые возможности, новые ощущения… Дальнейшее, как говорят шахматисты – просто. Си мажор, как кристалл драгоценного камня сверкает своими гранями через обращения тонического трезвучия и через мажорную субдоминанту ми мажор (E). «Полёт Валькирий» завершается мощным тоническим аккордом и в этом, наверное, главное чудо – си мажор звучит так привычно, так знакомо, как будто в этом Времени и в этом Пространстве ничего другого и быть не может.

* * *

«Полёт Валькирий» является музыкальным ключом легионов ангелов Фиолетового Пламени, однако в опере Вагнера никаких намёков на это нет. Как вы уже поняли, сюжет «Валькирии» не эволюционен, однако в очень сильной степени воздействует на воображение зрителя. Он базируется на древнегерманском и древнескандинавском эпосах. Здесь мы сталкиваемся с часто встречающимся явлением – сокровенная суть музыки не соответствует тому смыслу, который вкладывал в неё автор. Великий немецкий композитор старался изобразить полёт легендарных дев-воительниц, а записал музыкальный ключ ангелов VIIЛуча Святого Духа!

Вспоминается мантра Сен-Жермена из книги «Уроки кармы в эпоху последнего сражения»:

Я Фиолетовое Пламя,

Я Фиолетовый Огонь,

Я изливаю на Пространство

Свою безмерную Любовь,

Что все Миры преображает,

Возносит к Свету Бытия.

Я Фиолетовое Пламя –

То есть Любовь и Мощь моя.

Я призываю Силы Света

Порыв мой пламенный принять

И Фиолетовым Планету

И Жителей Огнем объять.

Усильте Свет Преображенья

Во всех Проявленных Мирах

И трансмутируйте Творенье

ГОСПОДНЕ в Славе и Лучах.

ЕГО Престола быть достойны

Сквозь Фиолетовый Огонь

Прошедшие Миры. И Воин

Отныне каждый, кто ГОТОВ.